Советы родителям
Известно, что мир для ребенка начинается с семьи: первые шаги, первые слова, первые книжки… И привычка к чтению появляется здесь же.
Многие специалисты придерживаются мнения, что родители должны учить детей любви к книге с младенчества. Раннее приобщение к книге, чтению способствует развитию речи, внимания, сосредоточенности и воображения у детей. Насколько рано ребенок впервые познакомится с книгой, зависит, конечно, от родителей. И желательно, чтобы это произошло как можно раньше.
Путь ребенка к книге долог и труден, одному его пройти непросто. А вот если вместе, всей семьей, весело и дружно! Тогда все трудности преодолимы, да и не таким долгим покажется путь!
К сожалению, не все родители знают и хорошо представляют себе, что может сделать с ребенком книга, какое огромное влияние она на него способна оказать, сколько ценного и необходимого приходит к нему из книг: доброта и справедливость, мужество и преданность, любовь к людям, к родине, к своему делу. Настоящая детская книга и существует для того, чтобы помочь ребенку вырасти Человеком с пытливым умом и трепетным щедрым сердцем!
Чтение в семье всегда играло особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает семью, объединяет духовно. Это создает среду для передачи культурных традиций семьи от старшего поколения к младшему.
Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил:
• Читать надо ежедневно. В процессе чтения ребенок слышит художественное слово. В нем постепенно вырабатывается потребность слушать чтение (читать), интерес к произведению, эстетическое
наслаждение от услышанного (прочитанного).
• Позаботьтесь, чтобы ребенок сидел рядом с Вами и видел книгу правильно.
• Найдите спокойное место, где Вас не будут прерывать
• Круг чтения должен быть разнообразным. Нецелесообразно вырабатывать у детей привычку слушать один и тот же жанр, например, сказку или юмористический рассказ.
• В круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей.
• Не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые встают перед ним здесь и сейчас.
• Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и
навсегда сохраняет желание думать.
• Водите малыша с собой в библиотеку.
Что читать?
Книги с яркими иллюстрациями.
Книги с хорошим текстом.
Книги с крупным шрифтом.
Книги с элементами игры.
Книги – игрушки.
Где читать?
Дома
Утром – разбудите своего ребенка веселым стихотворением, потешной, загадкой, а если есть минутка, прочтите одну другую страничку любимой книги.
Днем – Вы заняты домашними делами? Тогда послушайте вместе с ребенком сказку, рассказ или повесть на аудиокассете. А если ваш ребенок умеет читать, попросите его Вам почитать.
Вечером – организуйте семейные вечера чтения, прочтите ребенку книгу своего детства и расскажите ему о своих детских мечтах. А может быть, вы нарисуете, слепите или сошьете своего любимого героя.
И он станет талисманом ваших семейных чтений.
Каждый день читайте вслух своему ребёнку. Пусть традицией станет чтение в кругу семьи.
Когда читать?
Читайте ребёнку всегда, когда он просит.
На те дни, когда Вы заняты, возьмите ребёнку аудиокассету
Как читать?
Соберите домашнюю библиотеку (от 500 до 1500 художественных, научно-популярных и специальных книг).
Запишите ребенка в библиотеку.
Пусть Вашей семейной традицией станет ходить в гости к книгам.
Активно читайте литературу при детях.
Поделитесь впечатлениями о прочитанном друг с другом.
Перескажите прочитанное друг другу или перескажите прочитанное, дополняя текст своими подробностями.
Под влиянием прочитанного сами сочините сказку, рассказ или стихотворение.
Нарисуйте или смастерите по следам прочитанного.
Поиграйте в персонажей прочитанных книг.
Перечитывайте понравившиеся книги.
Рассматривайте иллюстрации, обращайте внимание ребёнка на текст и автора книги, расскажите о нём.
На задаваемые ребёнком вопросы, ищите ответы в энциклопедиях и словарях.
Организуйте досуг с книгой.
Занимайтесь совместно с детьми активной познавательной деятельностью.
Участвуйте в литературных конкурсах, которые печатаются в детских журналах.
Рассуждая о жизненных ситуациях, прибегайте к литературным примерам, аналогиям и образцам.
Если есть личный дневник, посоветуйте ребёнку написать свои впечатления, выписать поэтическое описание.
Читайте вслух как можно дольше своему ребенку и всегда когда он просит.
Расскажите интересную сказку, историю, биографию автора; поговорите о прочитанной книге; обсудите поступки героев;
поиграйте с ребенком в игру: «Кто знает больше стихов, сказок, песенок и т.д.».
А мы, библиотекари поможем Вам в этом благородном деле – вырастить книголюба! Пусть книга будет Вашим добрым помощником в воспитании умного, понимающего, доброго и сильного Ребенка. (Из
материалов сайта "Почемучка")